Но бывают случаи и другого рода

Но бывают случаи и другого рода. Фильм часто делается как бы в расчете и на взрослых, и на детей. Я намеренно говорю «как бы», потому что не верю, что художник может создать произведения, предназначенные отчасти детям, отчасти взрослым. Просто существуют такие темы, которые не могут не интересовать зрителей самых разных возрастов. Я вспоминаю встречу французского режиссера Альберта Ла-мориса с деятелями детского кино. Его спросили: для детей или для взрослых снимал он свои знаменитые фильмы «Белая грива» и «Красный шар». Он не без удивления ответил, что никогда не думал об этом. Он снимал эти фильмы, потому что не мог их не снять. В детстве он мечтал о белой лошади, но мечта его не сбылась. Так и появился на свет фильм «Белая грива». Таким же сокровенным замыслом для него был фильм, который смог бы рассказать о верности и дружбе, и этот замысел со временем воплотился в фильме «Красный шар». И степень искренности, с которой им были выполнены эти две работы, была такой, что люди самых разных возрастов смотрели его фильмы с одинаковым душевным волнением.

Интересует безопасность при перевозке грузов? Не проблема: сайт Varningsetiketter вам поможет. Обращайтесь.
Мне кажется, что с подобным же случаем многоадресности фильма мы сталкиваемся в картине грузинского режиссера Б. Рачвелишвили «Лома — забытый друг», который он снял по сценарию, написанному совместно с Г. Бутхузи.

Это фильм о собаке. Долгие годы жила она со своим хозяином в деревне и горах, не раз спасала стадо от волков, охраняла дом. Потом жители деревни перебрались в уютные дома зеленой долины. Остался лишь старик с верным другом Ломой. И вот однажды за стариком приехал сын. Он больше не мог позволить отцу жить в покинутой деревне. Всякими правдами-неправдами он уговаривал старика поехать к внуку хотя бы ненадолго. И уговорил — Лома остался один. Долго бежал он за удаляющейся машиной, но догнать так и не смог. Брошенный пес должен был пережить трудную зиму. Дождь, холод, зимняя бескормица — много испытаний выпало на долю Ломы, но он не оставил своего места у порога.

Трудная, очень трудная жизнь была у собаки, но все же пес дождался хозяина. Правда, теперь он не сразу радостно бросился к нему, как это бывало прежде. Жизнь научила его быть осторожным: ведь на таком же газике приезжал человек, который хотел убить Лому. Но слова раскаяния, вырвавшиеся у старика при виде измученной собаки, заставили Лому поверить в возвращение друга.

Режиссура Б. Рачвелишвили убедительна, точна и, я бы сказала, сурова, настолько сильно. напряжение драмы, сообщаемое, экраном зрителю. Как и в фильме «Живая радуга», пейзаж здесь несет в себе драматическую нагрузку, хотя и совсем иного свойства. Природа здесь постоянный участник своеобразной «драмы», переживаемой героем: Лома мерзнет от зимней стужи, мокнет под проливным дождем… Обычный круговорот природы приносит Ломе все новые и новые трудности. Режиссер и оператор стояли перед сложной задачей передать напряженную атмосферу единоборства героя с природой, не имея в своем распоряжении каких бы то ни было драматургически выигрышных ходов — они лишь во всех драматических подробностях, кропотливо, скрупулезно воссоздают процесс преодоления бесконечных преград, возникающих на пути Ломы. И та степень сопереживания герою, которой достигают авторы, превращает, на первый взгляд, скромный фильм о собаке в серьезное размышление о верности, о дружбе, о земле, которую нельзя бросать.

Размещено в Блог.