Тридцать фильмов из жизни одной республики

…Спокойные, величавые, отлично снятые горные пейзажи Средней Европы. Небольшое селение. И старый дом. Пожилой человек, похожий на крестьянина, рассказывает по-польски: «О них говорили: «Терезины постояльцы». Мне было тогда двенадцать лет…» Слова эти произносит Анджей Скупень — племянник хозяйки дома Терезы Скупень, — у нее снимали комнаты Надежда Константиновна Крупская и Владимир Ильич Ленин. Анджей рассказывает о них, «Терезиных постояльцах», потом приглашает в дом.

Интерьер ничем не примечателен — скромная обстановка. Необходимые предметы простого быта. Но все здесь сохраняется с величайшей тщательностью, с подлинным благоговением. Ибо все, что есть в этом доме, связано с именами Ленина и Крупской.

Камера тщательно и спокойно «рисует» обстановку дома Терезы Скупень, скрупулезно идет вслед за рассказом. Свет и тень придают каждому кадру ощущение предстающего перед нами трехмерного пространства. Никакого изыска, никаких острых ракурсов, неожиданных резких панорам. Монтаж логичен и спокоен, такой же, как неторопливая крестьянская манера рассказывать Анджея Скупеня. Академизм в стиле работы оператора и режиссера воспринимается как нечто совершенно органичное, точно соответствующее материалу и теме.

Желаете сделать ребенку незабываемый праздник? Тогда закажите уникальный торт на день рождения ребенку по этой ссылке. Удачи.

…Камера продолжает спокойно осматривать все детали интерьера и на момент останавливается на медали — «50-летие Эстлянд-ской трудовой коммуны». Голос за кадром сообщает: «Медаль оставили туристы из Таллина, чтобы был здесь кусочек Эстонии…»

«…Лампа горела далеко за полночь, продолжает Анджей, — даже крестьяне часто спрашивали — когда же спит пан Ульянов?»… Так, продолжая рассказ владельца дома, авторы фильма органично переходят к основному эпизоду картины: «Из Поронино ленинская мысль неслась во все концы России, достигая Эстонии». И мы видим экземпляр газеты «Нарва Киир», в которой неоднократно печатались ленинские статьи: к эстонским рабочим слово Ильича доходило на их родном языке.

Картина восстанавливает для зрителя интереснейшие моменты эстонской революционной истории, связанные с жизнью и деятельностью Ленина. Мы узнаем, что после известного совещания в Поронино Ленин направил в Таллин Григория Ивановича Петровского для разъяснения задач большевистской партии. Тактично и точно смонтированный из фильмотечных кадров эпизод рассказывает о том, как в марте 1914 года Г. И. Петровский совершил конспиративную поездку в Таллин.

Драматургия эпизода становится более напряженной, когда возникает тема преследования Г. И. Петровского жандармскими ищейками. В кинематографическую ткань повествования вплетаются планы, снятые в исторических местах специально для фильма. Быстрые наезды, острые ракурсы, динамичный монтаж порою с неожиданными сопоставлениями — все «работает» здесь на драматургию эпизода. Исполненными зримого содержания, исторически конкретными предстают на экране сцены встречи Г. И. Петровского на явке с хозяином квартиры поэтом Юханом Лилиенбахом и редактором газеты «Нарва Киир» Яаном Анвельдом. Эстонские революционеры заявили тогда о своей полной солидарности с ленинским ЦК большевистской партии.

Размещено в Блог, Важное.